Вводная часть
В этом подразделе мы будем исходить из предположения, что на этапе разработки программная закладка была обнаружена и устранена, либо ее вообще не было. Для привнесения программных закладок, например в этом случае необходимо взять готовый исполняемый модуль, дизассемблировать его и после внесения закладки подвергнуть повторной компиляции. Другой способ заключается в незаконном получении текстов исходных программ, их анализе, внесении программных дефектов и дальнейшей замене оригинальных программ на программы с приобретенными закладками. И, наконец, может осуществляться полная замена прикладной исполняемой программы на исполняемую программу нарушителя, что впрочем, требует от последнего необходимость иметь точные и полные знания целевого назначения и конечных результатов прикладной программы.
Все средства исследования ПО можно разбить на 2 класса: статические и динамические. Первые оперируют исходным кодом программы как данными и строят ее алгоритм без исполнения, вторые же изучают программу, интерпретируя ее в реальной или виртуальной вычислительной среде. Отсюда следует, что первые являются более универсальными в том смысле, что теоретически могут получить алгоритм всей программы, в том числе и тех блоков, которые никогда не получат управления. Динамические средства могут строить алгоритм программы только на основании конкретной ее трассы, полученной при определенных входных данных. Поэтому задача получения полного алгоритма программы в этом случае эквивалентна построению исчерпывающего набора текстов для подтверждения правильности программы, что практически невозможно, и вообще при динамическом исследовании можно говорить только о построении некоторой части алгоритма.
Два наиболее известных типа программ, предназначенных для исследования ПО, как раз и относятся к разным классам: это отладчик (динамическое средство) и дизассемблер (средство статистического исследования). Если первый широко применяется пользователем для отладки собственных программ и задачи построения алгоритма для него вторичны и реализуются самим пользователем, то второй предназначен исключительно для их решения и формирует на выходе ассемблерный текст алгоритма.
Помимо этих двух основных инструментов исследования, можно использовать:
·
«дискомпиляторы», программы, генерирующие из исполняемого кода программу на языке высокого уровня;
· «трассировщики», сначала запоминающие каждую инструкцию, проходящую через процессор, а затем переводящие набор инструкций в форму, удобную для статического исследования, автоматически выделяя циклы, подпрограммы и т.п.;
· «следящие системы», запоминающие и анализирующие трассу уже не инструкции, а других характеристик, например вызванных программой прерываний.