Необходимость определения этапов жизненного цикла (ЖЦ) ПО обусловлена стремлением разработчиков к повышению качества ПО за счет оптимального управления разработкой и использования разнообразных механизмов контроля качества на каждом этапе, начиная от постановки задачи и заканчивая авторским сопровождением ПО. Наиболее общим представлением жизненного цикла ПО является модель в виде базовых этапов – процессов[Лип1], к которым относятся:
· системный анализ и обоснование требований к ПО;
· предварительное (эскизное) и детальное (техническое) проектирование ПО;
· разработка программных компонент, их комплексирование и отладка ПО в целом;
· испытания, опытная эксплуатация и тиражирование ПО;
· регулярная эксплуатация ПО, поддержка эксплуатации и анализ результатов;
· сопровождение ПО, его модификация и совершенствование, создание новых версий.
Данная модель является общепринятой и соответствует как отечественным нормативным документам в области разработки программного обеспечения, так и зарубежным. С точки зрения обеспечения технологической безопасности целесообразно рассмотреть более подробно особенности представления этапов ЖЦ.
Графическое представление моделей ЖЦ позволяет наглядно выделить их особенности и некоторые свойства процессов. Первоначально была создана каскадная модель ЖЦ [Лип1], в которой крупные этапы начинались друг за другом с использованием результатов предыдущих работ. Наиболее специфической является спиралевидная модель ЖЦ [Лип1]. В этой модели внимание концентрируется на итерационном процессе начальных этапов проектирования. На этих этапах последовательно создаются концепции, спецификации требований, предварительный и детальный проект. На каждом витке уточняется содержание работ и концентрируется облик создаваемого ПО.
Для проектирования ПО сложной системы, особенно системы реального времени, целесообразно использовать общесистемную модель ЖЦ, основанную на объединении всех известных работ в рамках рассмотренных базовых процессов.